Набережная реки Фонтанки
История

Главная
Миссия
Афиша
История
Партнеры
Контакты

Итальянский дворец
(Здание бывшего Екатерининского института)

В 1711 году трехлетняя дочь Петра I Анна была официально провозглашена царевной. Участок, который отец подарил ей в связи в этим событием, имел удивительно большие размеры: вдоль Фонтанки он тянулся от места, где сейчас стоит дом № 28, почти до Аничкова моста, а к востоку от Фонтанки - он доходил до старой московской дороги. Каменная церковь Святых Симеония Богоприимца и Анны Пророчицы (1731 - 1734 гг., архитектор М. Г. Земцов) построена на месте старого деревянного храма, который некогда стоял в парке резиденции Анны Петровны и был посвящен ее небесной покровительнице.

Двухэтажный дворец, обращенный главным фасадом и парадным двором к берегу Фонтанки, располагался по центральной оси этой резиденции. Строителем дворца был, скорее всего, какой-либо итальянский мастер, поэтому и дворец, и резиденция в целом получили название Итальянских. Об этом названии до сих пор напоминают Итальянская улица и Итальянский мост (через канал Грибоедова). Улица Жуковского до 1902 года называлась Малой Итальянской.

Впрочем, Итальянский парк в петровское время именовали еще и 4-м Летним садом. Фрагменты этого парка сохранились до наших дней: за зданием "Нового пассажа" (Литейный пр., 57), вокруг корпусов Мариинской больницы (Литейный пр., 56) и Института нейрохирургии (ул. Маяковского, 12), за зданием б. Павловского училища (ул. Восстания, 8).

В 1-й половине 1730-х гг. Итальянский дворец был перестроен для герцога Э. И. Бирона архитектором М. Г. Земцовым. Площадь Итальянского парка была сильно сокращена: соседний участок на берегу Фонтанки был отдан П. Б. Шереметеву, а восточнее дворца прошла Литейная перспектива, разрезав парк на две неравных части, из которых большая отошла к территории Преображенского полка.

В ноябре 1740 года герцог Э. И. Бирон во время придворного переворота, совершенного графом Б. Х. Минихом, был арестован и отправлен в далекую ссылку в Пелым. После этого события Итальянский дворец использовался для проживания чиновников Удельного ведомства. В 1796 году в нем решено было расположить военно-сиротский дом, а в 1800 году Павел I подарил Итальянский дворец новому женскому учебному заведению - Екатерининскому институту благородных девиц*.

Но, так как старая постройка дворца оказалась очень ветхой, она была снесена, а на ее месте в 1803 - 1807 гг. архитектор Джaкомо Кваренги построил новое здание Екатерининского института.

Здесь 1 июня 1801 года была освещена новая церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины. Кваренги разместил церковь на 2-ом этаже северного дворового флигеля. В 1837-1839 гг. архитектор П. С. Плавов пристроил алтарь, сделал своды и хоры и 24 декабря 1839 года церковь была снова освещена.

Вид западной стороны церквиВид церкви с открытыми царскими вратамиВид церкви с закрытыми царскими вратами
Вид западной стороны церквиВид церкви с открытыми
царскими вратами
Вид церкви с закрытыми
царскими вратами

Орден Святой Великомученицы Екатерины В 1845 году Церковь по высочайшему поведению была причислена к ордену Святой Великомученицы Екатерины, то есть сделана орденской. Над ее входом укрепили изображение высшего женского ордена в России — ордена святой Екатерины.

Плащаница В 1895 г. купец первой гильдии Филадельфий Геннадьевич Бажанов дал средства на возведение на крыше дворца звонницы, которая имела 7 колоколов. А в 1896 г. Бажановым была пожертвована в Институтскую Церковь редкой художественной работы плащаница со стеклянным чехлом и к ней серебряный глазетовый покров и 4 мельхиоровых подсвечника со свечами.

Храм был закрыт в 1920 г. и, хотя состоял под охраной государства, отдан через 3 года под мебельный склад.

Сегодня помещение церкви — Концертный зал Российской национальной библиотеки.

Концертный залКонцертный зал

Общий интерьер Храма сохранился до наших дней без изменений. Архитектура зала решена в строгом стиле раннего классицизма (Дж. Кваренги), колонны ионического ордера украшают вход, гладкие стены дополнены пилястрами, теплый свет падает через полуциркульные окна. Зал имеет необыкновенную акустику, обеспечивающую филармоническое звучание. Атмосфера зала у всех входящих вызывает чувства радости и умиротворения.

© Российская национальная библиотека, 2005-2015