Отдел нотных изданий и музыкальных звукозаписей  
Фонды отдела  
Главная
Об отделе
Историческая справка
Контактная информация
Нотные фонды
Фонотека
Каталоги и картотеки
Проекты
Публикации
Концертная деятельность
Клуб любителей музицирования
Международная деятельность

Нотная открытка

Нотные открытки стали выпускаться в России в 90-е годы ХIХ века. Многие из них носили чисто рекламный характер. Обычно воспроизводились портреты популярных певцов и отрывки из популярных произведений. Но было немало открыток с нотами и текстами военных песен, маршей, гимнов, песен казаков, народных песен, новых романсов и даже песен каторжан. Открытки были очень красочны. Тогда они были обычным явлением. Ныне это — раритеты.

Нотные открытки с песнями казаков Нотные открытки с песнями казаков Нотная открытка к 200-летию С.-Петербурга. Нелегальная открытка 1907 г.
Нотные открытки с песнями казаков. 1900-е гг.

В советское предвоенное время подобные открытки издавались редко. Чаще это были агитационные открытки с нотной и текстовой записью революционных песен, массовых песен. Но объем выпуска таких открыток был невелик.

О нотной открытке вспомнили в осажденном Ленинграде в 1942 году. В блокадном городе создавалось огромное количество песен (более 600), которые входили в военные песенники ("Фронтовой песенник", "Песни краснознаменной Балтики", "В бой за Родину!" и др.).

Фронтовые песенные сборники 1942-43 гг. Фронтовые песенные сборники 1942-43 гг.
Фронтовые песенные сборники 1942-43 гг.

Однако по быстроте распространения ничто не могло сравниться с открыткой. Такая открытка пересылалась полевой почтой и в считанные часы попадала на фронт. Нотная открытка стала чрезвычайно популярна. Во многом это было обусловено огромной потребностью в новых песнях.
В истощенном городе работали три типографии! Тираж каждой нотной открытки колебался от 10 до 50 тыс. экземпляров. Число названий песен исчисляется многими десятками. Мало какое издание так способствовало распространению на фронтах и в тылу новых песен, как нотная открытка. "Синий платочек" Е. Петербургского, "За дальнею околицей" Н. Будашкина, "Вечер на рейде" С. Соловьева-Седого и многие другие песни во многом обязаны своей популярностью блокадной почтовой открытке.

Нотная открытка Ленинградская песенка А. Лепина. 1942 г. Нотная открытка Песня нашего отряда. 1942 г.

Но в условиях военного времени сохранить такую открытку было трудно. От огромной массы блокадных открыток сохранились единицы. Сегодня нотная блокадная открытка — не только раритет и большая библиографическая редкость, но своего рода памятник русской полиграфии.

После Отечественной войны по-прежнему выходили открытки с нотами и текстами новых песен, но не в прежнем количестве. Были популярны фото-открытки с портретами известных певцов: И. Козовского, С. Лемешева, А. Александровича — и нотной строкой популярной песни или арии. Нотные открытки были очень востребованы, пока в 1948-49 годах не появилось "Звуковое письмо" Прослушать (356 Kb).

Звуковые письма послевоенного времени Звуковые письма послевоенного времени Звуковые письма послевоенного времени Звуковые письма послевоенного времени
Звуковые письма послевоенного времени

На этот раз к нотной открытке прилагалась миниатюрная грампластинка с записью отрывка из песни или арии. Издавались также военные и массовые песни. "Репертуар" таких звуковых писем был разнообразен.

В середине 1960-х гг. "Звуковое письмо" сменили журнальные мягкие виниловые вкладыши. Первым "звучащим" журналом в СССР стал журнал "Кругозор". Он выходил ежемесячно, и популярность его была столь высока, что выпуск журнала продолжался до конца 1980-х годов.

Журнал Кругозор Журнал Кругозор
Журнал "Кругозор"

Журналы и книги с виниловыми мягкими вкладышами выходили до появления CD и DVD дисков. Теперь такие диски-иллюстраторы нередко прилагаются к книге вместо виниловых листков.

наверх

© Российская национальная библиотека, 2007-2015