Отдел нотных изданий и музыкальных звукозаписей  
Фонды отдела  
Главная
Об отделе
Историческая справка
Контактная информация
Нотные фонды
Фонотека
Каталоги и картотеки
Проекты
Публикации
Концертная деятельность
Клуб любителей музицирования
Международная деятельность

Российские нотные издания

Отдел нотных изданий и музыкальных звукозаписей располагает самым крупным в стране фондом российских нотных изданий XVIII в. — перв. половины XIX столетия.
Эта раритетная часть русского фонда содержит ранние опыты российского нотоиздательства. Первое русское нотное издание вышло из типографии Академии наук в 1730 г., оно было выпущено к коронации Анны Иоанновны. Это всего один лист, приложенный к книге Поля Тальмана "Езда в остров любви". Текст сочинен студентом Василием Тредиаковским, будущим академиком словесности и знаменитым поэтом.

Сохранившиеся издания этого времени отражают пробудившийся в российском обществе интерес к национальному наследию. Об этом свидетельствуют и появившиеся тогда первые "песенники" — сборники крестьянского и городского фольклора.

Непосредственность и красота русских народных песен привлекала многих иностранных музыкантов, работавших в России, можно назвать Л. Мадониса, Дж. Сарти, В. Мартин-и-Солера, И.-В. Гесслера, Дж. Фильда. Их русские опусы издавались в России и сохранились зачастую в единичных экземплярах в РНБ. Очень популярными в то время были вариации на темы русских песен, издаваемые под заглавиями: Chanson russe, Air russe (русская песня, русская ария).

Фонд ОНИиМЗ хранит многочисленные издания Школ и Метод игры на всевозможных инструментах, которые начали издаваться в России еще в конце XVIII в. Уникален экземпляр Школы игры на скрипке Леопольда Моцарта, изданной на русском языке в 1804 г. в Петербурге в типографии Императорской Академии наук. На экземпляре сохранилась запись В. В. Стасова, говорящая о том, что экземпляр принадлежал М. И. Глинке, который учился по данной методе играть на скрипке.

В России с конца XVIII в. и особенно в XIX в. чрезвычайно популярными были музыкальные журналы. По сохранившимся в РНБ выпускам музыкальной периодики можно воссоздать картину музыкального быта России.

Скрипичная школа Леопольда Моцарта. 1804 г. Гитарный журнал А. Сихры. 1818-19 гг.

Настоящей энциклопедией бытовой музыки первых двух десятилетий XIX в. является "Петербургский журнал для гитары, издаваемый А. Сихрою, содержащий разного рода сочинения, приятные для слуха и легкие для игры = Journal de Petersbourg pour la guitare par A. Sychra". Журнал отличался от других гитарных журналов большим количеством произведений танцевальной музыки. Публикация была осуществлена известным петербургским нотоиздателем И. Пецом предположительно в 1818-19 гг. Каждый номер журнала имел художественно оформленный титульный лист с автографом Сихры.

Лирический музыкальный альбом на 1829 год, изданный М. И. Глинкой и Н. И. Павлищевым, сохранился в шести крупнейших хранилищах России. Два экземпляра находится в нотных фондах ОНИиМЗ. Альбом был задуман Глинкой совместно с князем С. Голицыным как вокальный сборник, содержащий романсы с аккомпанементом фортепиано. Было решено также сделать прибавление, куда входили бы только фортепианные пьесы. Существенную помощь Глинке в осуществлении проекта оказал Н. И. Павлищев, любитель музыки, и муж сестры А. С. Пушкина — Ольги.

Лирический альбом М.И. Глинки. 1829 г. Keepsake-альманах. 1847 г.

Литературно-музыкальный Keepsake-альманах, изданный графом Сюзором в 1847 г., является библиографической редкостью. Его название и структура заимствованы из сборников-альбомов под названием "Кипсек" (буквально - на память), выходивших в Англии. Наряду с нотным материалом, издатель включил в содержание альманаха стихи, прозу и иллюстративный материал, составленный и выполненный Г. М. Шмитом. Заглавия музыкальных пьес были литографированы в петербургской литографии "Музыкальная Россия" и отпечатаны в красках с золотом. Экземпляр ОНИиМЗ — в богатом переплете с золотым обрезом и экслибрисом библиотеки императрицы Александры Федоровны.

ОНИиМЗ располагает громадным собранием русской духовной музыки XVIII - XXI вв., в которое включены: синодальные издания нотированных певческих книг, разновременные издания Круга церковных песнопений, авторские обработки знаменного распева, монастырские издания местных распевов, авторские сочинения музыки к церковным службам, духовные концерты и многое другое.
Исторический интерес представляет собрание русских духовных песнопений в 12-ти томах, составленное по повелению императора Николая Павловича и под руководством директора Придворной Певческой Капеллы и композитора, автора российского гимна "Боже царя храни", А. Львова. Печать и гравирование нот были проведены в литографии И. Ершова в конце 1840-х - начале 1850-х гг. Хранится собрание в особом кожаном футляре. Переплет каждого тома имеет позолоченный обрез и черную твердую обложку с тисненым золотом двуглавым орлом - гербом Российской Империи.

Оперные, балетные и оркестровые партитуры, которые начали издавать в конце XVIII в. - дорогостоящий и имеющий ограниченный спрос вид изданий, поэтому выпускались они не часто, в небольшом количестве экземпляров. Среди редких изданий оперных партитур, хранящихся в отделе, выделяется один из пяти "подарочных", полиграфически роскошных экземпляров оперы А. П. Бородина "Князь Игорь", выпущенных в 1888 г. в Лейпциге отечественной фирмой нотоиздателя-мецената М. П. Беляева. Титульный лист издания оформлен И.Я.Билибиным.

Подарочный экземпляр партитуры оперы Князь Игорь. 1888 г. Партитура поэмы М. Балакирева Русь. 1907 г. 12-томное издание сочинений Бетховена. 1910 г.

Обязательный экземпляр, получаемый библиотекой с начала XIX в., обеспечил ей значительное собрание прижизненных изданий российских композиторов.
Экземпляр партитуры симфонической поэмы "Русь" М. А. Балакирева — из личной бибилиотеки композитора. Поэма вышла в новой оркестровке и с исправлениями автора в нотоиздательской фирме Ю. Г. Циммермана в Петербурге, в 1907 г.

К числу малоизвестных относится издание фортепианных сочинений Людвига ван Бетховена Прослушать (13 Mb) с краткой биографией композитора и наивно-сентиментальными иллюстрациями. Двенадцатитомное собрание было составлено и сверено с авторитетными зарубежными изданиями профессором Московской консерватории, русским композитором А. А. Ильинским (1859-1920). Собрание вышло в издательстве товарищества "Северное сияние" в Москве и отпечатано в литографии Брейткопфа и Гертеля в Лейпциге.

В 1920-30-х гг. нотные издания вновь, как в конце XIX в., стали выходить массовыми тиражами. Однако тогда массово издавались популярные романсы и танцевальная музыка, теперь массовой нотной продукцией стали агитационные издания — песни, марши, хоры. Предпочтение, конечно, отдавалось наиболее демократичному музыкальному жанру — песне.
Появились серии — "Песни красного календаря", "Массовая библиотека", "Дешевая библиотека", "Народная библиотека", "Песни революции" и др. Во множестве издавались упрощенные переложения народных песен, классические миниатюры. Как правило, это был складной листок из 4-х страниц. Такие ноты мог купить каждый, экземпляр стоил от 2 до 10 копеек.

Массовые нотные издания 1920-1930-х гг. Массовые нотные издания 1920-1930-х гг. Массовые нотные издания 1920-1930-х гг.
Массовые нотные издания 1920-1930-х гг.

До "перестройки" библиотека получала все изданные в республиках Союза ноты. Число названий поступающих обязательных экземпляров в иные годы доходило до 7-8 тысяч. Издание нот не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны.
Большой популярностью пользовались нотные открытки, которые начали выходить в России еще в конце ХIХ в.

Российский нотный фонд XX - XXI вв. содержит немало раритетных экземпляров, подаренных библиотеке самими композиторами.

Дарственный автограф библиотеке М.П. Мусоргского. 1873 г. Автограф автора на издании Песни В.И. Мурадели. 1963 г. Дарственный автограф А.И Хачатуряна на клавире балета Спартак. 1963 г. Дарственный автограф Т.Н. Хренникова на клавире Скрипичного концерта. 1963 г.
Авторские дарственные надписи библиотеке в год ее 150-летия.

Отдел располагает изданиями современной русской музыки. Поиски новых средств музыкальной выразительности приводят некоторых музыкантов к созданию особых партитур, призванных отобразить индивидуальность мышления создателя.

наверх

© Российская национальная библиотека, 2007-2015